ПоискПочтаКартыМаркетНовостиСловариВидеоКартинки
Войти
Регион: Ричмонд
Точное расписание самолётов, поездов, электричек и автобусов.
Общая информацияВопросы и ответы (FAQ)Поезда дальнего следования

Поезда дальнего следования

    1. Какое время (местное или московское) указано у меня в билете?

    Если станция отправления и станция назначения находятся в России, в билете указывается московское время. Если же станция отправления или станция назначения находятся в других странах, то в билете, как правило, указывается местное время той или иной страны. Однако существуют исключения: например, железнодорожная станция в казахстанском городе Петропавловск находится в юрисдикции ОАО «РЖД» и работает по московскому времени.

    Все исключения приводить здесь, наверное, не имеет смысла: как правило, в билете указано, по какому времени отправляется и прибывает поезд. Мы также постарались учесть все подобные исключения в работе сервиса «Яндекс.Расписания».

    2. В чём разница между скорым и пассажирским поездами?

    Формально у скорого поезда средняя маршрутная скорость должна составлять не менее 50 километров в час, у пассажирского — меньше. Реально же это правило не соблюдается. Сейчас скорые поезда можно отличить по номеру билета и «на глаз» — по меньшему количеству остановок.

    Такая градация действует в странах бывшего СССР, в других странах действуют свои принципы градации поездов.

    3. Что означает номер поезда?

    Для пассажирских поездов с 1 июня 2014 г. установлена следующая нумерация:

    — скорые (круглогодичного обращения) — 1–150;
    — скорые (сезонного и разового обращения) — 151–298;
    — пассажирские (круглогодичного обращения) — 301–450 и 601–698;
    — пассажирские сезонные, разового назначения и детские — 451–598;
    — скоростные — 701–750;
    — высокоскоростные — 751–788;
    — скорые, обслуживаемые составами электро- и дизель-поездов (кроме скоростных и высокоскоростных) — 801–898;
    — служебные и специального назначения — 901–920;
    — туристические (коммерческие) — 921–940;
    — людские (грузовые поезда с 10 и более вагонами для людей) — 941–960;
    — грузопассажирские — 961–970;
    — почтово-багажные — 971–998.

    Для пригородных поездов с 1 июня 2014 г. установлена следующая нумерация:

    — обычные пригородные и приграничные (региональные) — 6001–6998;
    — скорые пригородные с резервированием мест — 7001–7098;
    — скорые пригородные и городские — 7101–7598;
    — служебные (специального назначения) — 7601–7628.

    4. Где можно посмотреть расписания пригородных поездов?

    Актуальное обновляемое расписание по России, Украине, Беларуси, Казахстану, Армении и Литве можно посмотреть на нашем сервисе. В каждой из этих стран на сайтах перевозчиков и операторов железных дорог, как правило, также имеется актуальное расписание.

    5. Возможен ли проезд на почтово-багажных и грузопассажирских поездах?

    Это зависит от наличия в них пассажирских вагонов. Как правило, в почтово-багажных поездах таких вагонов нет, соответственно невозможен и проезд пассажиров.

    6. Какие типы вагонов бывают?

    В билетах и расписаниях поездов в России и Украине указываются следующие типы вагонов:

    М — VIP-вагон с 1- или 2-местными купе, оборудованными санузлами и душевой кабиной. В таких вагонах продается только купе целиком;
    Л — СВ (спальный вагон), мягкий с двухместными купе, одноэтажный и двухэтажный;
    К — купейный с четырехместными купе, одноэтажный и двухэтажный;
    КБ — купейный с купе-буфетом;
    КР — купейный с радиостанцией, одноэтажный и двухэтажный;
    П — (ПЛ), некупейный со спальными местами (плацкартный);
    О — некупейный с местами для сидения (общий);
    С — (Обл), межобластной с местами для сидения, одноэтажный и двухэтажный;
    Р — вагон-ресторан, одноэтажный и двухэтажный;
    П — почтовый;
    Б — багажный.

    7. Из чего складывается цена на билет?

    Стоимость проезда складывается из стоимости билета, стоимости плацкарты и комиссионного сбора (в отдельных случаях).

    Плацкарта — это плата за «бронирование» места в поезде. В пригородных поездах стоимость плацкарты не взимается.

    Комиссионные сборы бывают разными: за переоформление и возврат; за покупку билетов за определённый срок до отправления (в отдельных странах). Возможны также сборы (или, наоборот, скидки) за бронирование билетов в интернете, сборы агентства, в котором вы покупали билет (если это не кассы ОАО «РЖД»), и некоторые другие.

    8. Можно ли посмотреть расписания поездов для зарубежных стран?

    На сервисе «Яндекс.Расписания» вы можете посмотреть расписания поездов внутри ряда стран СНГ. На данный момент, к сожалению, расписаний по другим зарубежным странам мы не предоставляем. Расписания поездов по Европе можно узнать на сайтах железных дорог интересующих вас стран, например:
    Die Bahn. Транспорт Германии
    Renfe. Испанские железные дороги
    SBB. Транспорт Швейцарии
    SNCF. Транспорт Франции

    Транспортные сайты зачастую не только предоставляют информацию о поездах, но и позволяют рассчитать маршрут в целом, с использованием городских автобусов, пригородных электричек и даже с учетом пеших прогулок. :)

    9. Если я считаю, что мои права нарушены, кому жаловаться?

    В общем случае — в администрацию той железной дороги, которой принадлежит тот поезд, на котором вы едете. Если права были нарушены при проезде в российском поезде, вы можете обратиться в общественную приемную ОАО «РЖД».

    Если вы полагаете, что ваши права нарушаются в вагоне проводником, обратитесь к начальнику поезда, а уже потом — в администрацию железной дороги формирования поезда.

    10. Сколько времени лучше закладывать на пересадку? Продают ли билеты с пересадками?

    В России и Украине, как правило, билеты с пересадками не продают. Более того, в одной кассе вам могут не продать билеты на поезда, разница между временем прибытия и отправления которых составляет три часа или менее.

    В реальности случаи могут быть разными. Поезда редко опаздывают на несколько часов, поэтому на сервисе «Яндекс.Расписания» мы осуществляем поиск маршрутов с пересадками (с минимальным временем для пересадки 1 час), предупреждая о личной ответственности пассажира за своё решение. При этом нужно помнить, что в городе может быть более одного вокзала, и расстояние между ними может оказаться достаточно большим.

    В Европе, как правило, можно купить билеты с пересадкой длительностью не менее 5 минут.

    11. Можно ли не покупать комплект постельного белья вместе с билетом или у проводника, а взять свой из дома?

    Нет, использовать свои комплекты постельного белья в поездах запрещено по санитарно-гигиеническим соображениям.

    12. Застрахован ли я от несчастных случаев, находясь в поезде?

    Да, вы уже застрахованы, и информация об этом указывается в одной из строк билета. Дополнительная страховка, которую предлагают в некоторых кассах, лишь увеличивает объём страховых выплат. Некоторое исключение составляют поезда межгосударственного сообщения, в которых изначальной страховки нет.

    13. Что обязан делать проводник, а что — не обязан?

    Проводник обязан выполнять все разумные просьбы пассажира: не менее трёх раз в сутки обеспечивать пассажиров чаем, кофе, кондитерскими изделиями, а в фирменных поездах и вагонах «СВ» всех категорий — по просьбе пассажиров в любое время суток; поддерживать наличие в кипятильнике горячей, а в водоохладителе — охлаждённой воды; убирать постельные принадлежности после высадки пассажиров и т. д. Согласно инструкции проводника, в исключительных случаях с согласия пассажиров разрешается убирать постельные принадлежности не ранее чем за 30 минут до прибытия на железнодорожную станцию высадки пассажиров.

    В случае несогласия с действиями проводника вашего вагона вы можете обратиться к начальнику поезда.

    Фрагмент инструкции проводника пассажирского поезда ОАО «РЖД» вы можете посмотреть на сервисе «Яндекс.Расписания».

    14. Можно ли сесть на поезд с билетом, купленным от предыдущей станции?

    Как правило, такая ситуация чаще всего разрешается в зависимости от конкретных обстоятельств. Формально, в соответствии Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, поездка пассажиров должна начинаться от станции, указанной в проездном документе (билете). Вместе с тем для улучшения качества обслуживания пассажиров в поездах формирования Федеральной пассажирской дирекции разрешена посадка пассажиров на любой станции следования после станции отправления, указанной в билете, при условии соблюдения срока годности билета и оплаты проезда по маршруту следования.

    15. Какова компенсация за сдачу билета?

    Возврат билетов производится при предъявлении документов, удостоверяющих личность пассажира. При возврате билетов во внутрироссийском сообщении пассажиру возвращается:
    — при возврате билета в срок до 8 часов до отправления поезда — полная стоимость проезда;
    — при возврате билета от 8 до 2 часов до отправления поезда — 100% стоимости билета и 50% стоимости плацкарты;
    — при возврате билета от 2 часов до отправления поезда до 12 часов после отправления — 100% стоимости билета.

    При возврате билетов в межгосударственном сообщении:
    — при возврате билета в срок до 24 часов до отправления поезда — полная стоимость проезда;
    — при возврате билета от 24 до 6 часов до отправления поезда — 100% стоимости билета и 50% стоимости плацкарты;
    — при возврате билета от 6 часов до отправления поезда до 3 часов после отправления — 100% стоимости билета.

    Уплаченные при покупке билетов комиссионные и другие (кроме страхового) сборы пассажиру не возвращаются. За операцию возврата билета взимается комиссионный сбор.

    16. Бывают ли скидки на поезда дальнего следования формирования «РЖД», как у авиакомпаний?

    Да, начиная с 2010 года внедряется гибкая тарифная политика ОАО «РЖД», скидки (и надбавки) к среднему тарифу применяются на отдельные маршруты, даты и поезда. Также используется годовой график гибкого регулирования цен на билеты.

    17. Скоро ли будет введен электронный билет на поезд?

    Уже сейчас билет на поезд в России и Украине можно купить, не выходя из дома, и оплатить его банковской картой на сайте. Для большинства поездов в России можно выбрать функцию «Электронная регистрация» и прийти на посадку только с документом, удостоверяющим вашу личность (номер которого указан в билете), а также распечатанной на принтере маршрутной квитанцией электронного билета (со штрих-кодом). Такие поезда обозначены на нашем сервисе специальным маркером.

    Если электронная регистрация на поезд невозможна, вам обязательно надо получить на вокзале бумажный билет по распечатке электронного билета (или его номеру) и документу, удостоверяющему вашу личность.

    18. Когда легче всего купить билет на пиковые направления?

    Продажа билетов начинается за 45 суток до даты отправления поезда (на некоторые поезда — за 60 суток). Однако зачастую на пиковые направления (например, летом в сторону Чёрного моря) уже спустя несколько часов после начала продажи за 45 суток билеты купить невозможно.

    Тем не менее это не значит, что билетов нет и не будет. Бывает так, что на такие поезда невозможно купить билеты за месяц до отправления, но легко можно купить за один день до отправления. Причина — в многочисленных бронях, закрывающих доступ обычным пассажирам к основной массе билетов.

    Сроки снятия билетов с бронирования могут варьироваться, зачастую к поезду прицепляют дополнительные вагоны, в которые сразу же начинается продажа билетов. Единственное, что можно рекомендовать, — следить за наличием билетов на нужном вам направлении каждый день.

    19. Как переоформить билет?

    Билет может быть переоформлен на ранее отходящий поезд или в другой вагон поезда. Переоформление билетов производится только в том случае, если до отправления поезда, на который переоформляется билет, осталось менее 24 часов. При переоформлении билетов маршрут поездки не может быть изменен (исключение — вокзалы отправления или прибытия поезда).

    За переоформление билета взимается комиссионный сбор. Кроме того, если стоимость нового билета превышает стоимость старого, пассажир доплачивает разницу в цене. Если стоимость нового билета меньше стоимости старого, то разница пассажиру возвращается, но только если билет был куплен в России.

    Переоформление проездных документов на другое лицо или на более поздние поезда не производится.

    20. Как восстановить утерянный билет?

    Восстановлению подлежат только билеты из России в Россию, проданные в России в вагоны российского формирования. Восстановление утраченного билета производится в одном из следующих мест: на станции отправления поезда, на станции продажи, на станции назначения. С заявлением о восстановлении билета нужно обращаться к дежурному по вокзалу. Пассажир должен предъявить документ, на который был оформлен билет (или справку из полиции, если у него украли билет вместе с паспортом), назвать дату выезда (основной реквизит для поиска информации о билете, кроме фамилии) и маршрут поездки. Процесс восстановления занимает 1–2 часа, поэтому обращаться следует заблаговременно. Выдаваемый пассажиру дубликат билета возврату и переоформлению не подлежит. После выдачи дубликата не подлежит возврату и первоначальный билет.

    21. Как правильно покупать билет в Калининград?

    С 1 июля 2003 года для совершения разовой поездки российскими гражданами между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации был введен механизм оформления и выдачи специального Упрощенного проездного документа на железной дороге (УПД ЖД).

    УПД ЖД оформляется железнодорожными кассирами, которые одновременно направляют запрос в консульский отдел Посольства Литовской Республики в Москве. Разрешение на транзит выдается во время следования в поезде до пересечения пассажиром границы с Литовской Республикой. Пассажир до отъезда может получить информацию о том, разрешён ли ему транзит, в железнодорожных кассах, оборудованных системой «Экспресс». Оформление УПД ЖД производится бесплатно. Все вышеозначенное не относится к гражданам, имеющим визу Литовской Республики для пересечения её границы.

    Основным документом для пересечения границ Литовской Республики и выдачи УПД ЖД является заграничный паспорт. По обычному паспорту РФ такая поездка невозможна. Билеты в Калининградскую область и обратно продаются только в кассах, их оформление через Интернет не производится (но стоимость и наличие мест посмотреть там можно).

    Более подробно о правилах проезда в Калининград вы можете узнать на официальном сайте ОАО «РЖД».

    22. Как провозить в поездах домашних животных?

    Перевозка в поездах всех категорий мелких домашних животных, собак и птиц допускается сверх установленной нормы провоза ручной клади во всех вагонах (кроме вагонов с двухместными купе (СВ) и вагонов повышенной комфортности) при наличии ветеринарной справки и с оплатой за перевозку.

    Мелкие домашние животные, собаки и птицы перевозятся в ящиках, корзинах, клетках, контейнерах, которые должны помещаться на местах, предназначенных для размещения ручной клади.

    При перевозке мелких домашних животных, собак и птиц их владельцы или сопровождающие должны обеспечить соблюдение санитарно-гигиенического режима в вагоне. Не разрешается перевозка в качестве ручной клади диких животных в поездах и вагонах всех категорий.

    Более подробно с правилами перевозки животных в поездах дальнего следования вы можете ознакомиться на сайте ОАО «РЖД».

    23. Что надо иметь в виду при поездке в поезде с детьми?

    Пассажиры имеют право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом детского билета. Для детей старше 10 лет приобретаются проездные документы (билеты), как для взрослых. Возраст ребенка определяется на день начала поездки.

    Для всех детей, в том числе младше пяти лет, необходимо получить билет (в ряде случаев бесплатный) в железнодорожных кассах до начала поездки.

    Специальных услуг при поездке с организованной группой детей в поездах РЖД не предусмотрено (за искличением специальных детских поездов, назначаемых по заявкам регионов для организованной перевозки больших групп детей к местам отдыха).

    Важно: при проезде в поезде дальнего следования с ребенком необходимо иметь с собой оригинал его свидетельства о рождении (для детей старше 14 лет — паспорт). Без оригинала документа ребенку имеют право отказать в посадке в поезд.

    24. Что означает буква в номере поезда?

    Буква в номере поезда является неотъемлемой частью номера и позволяет различать поезда с одинаковым числовым номером, но следующие, например, в разных направлениях. Пример: поезд 102А — направление Москва—Санкт-Петербург, поезд 102М — направление Москва—Адлер, поезд 102С — Адлер—Москва. Может быть и так, что в одном направлении идут поезда с одинаковым числовым номером, но с разными буквами. Это означает, что идёт либо один, либо другой поезд, и они чем-то отличаются друг от друга (например, обслуживающими их бригадами).

    25. Что такое «купе с услугами»?

    Теоретически в вагоне «с услугами» для пассажира должен быть создан максимальный комфорт: питание, постельное бельё, туалетные принадлежности, уборка, возможно, кондиционер — всё это входит в стоимость билета. Тем не менее заранее довольно сложно предсказать, что из данного списка в итоге будет «включено» в купе.

    26. Как покупать билет, если паспорт находится на обмене? По каким документам можно покупать билет?

    Если паспорт находится на обмене, то можно купить билет по любому другому документу, удостоверяющему личность, например, загранпаспорту, военному билету, служебному удостоверению. При отсутствии других документов, удостоверяющих личность, следует взять из полиции справку соответствующей формы о том, что паспорт находится на обмене. Если билет уже куплен по паспорту, который предстоит поменять, то нужно взять из полиции справку о том, что паспорт с указанным номером был сдан.

    27. Возможно ли получение информации о прибытии на конкретном поезде конкретного лица (по фамилии, имени)?

    Нет, подобная информация не предоставляется никому, кроме правоохранительных органов.

    28. Что такое техническая остановка?

    Техническая остановка — это остановка, которая заложена в график поезда из-за возможной технологической необходимости — например, если нужно пропустить более быстрый поезд или сменить локомотив. До и от технических остановок билет купить невозможно — в некоторых случаях поезд может просто проехать техническую остановку.

    29. Кому положены льготы в поездах дальнего следования?

    Льгот для проезда в поездах дальнего следования в России относительно немного — с их перечнем можно ознакомиться на сайте ОАО «РЖД». О льготах для проезда в украинских поездах можно узнать на сайте Украинских железных дорог.

    30. Что такое «мужские» и «женские» купе?

    В 2006 году ОАО «РЖД» ввело в ряде поездов и вагонов деление купе на «мужские», «женские» и «смешанные». В мужские купе билеты продавались только мужчинам, в женские — только женщинам. Смешанные купе предназначались для семейных пар, семей с детьми и пассажиров, не стремящихся в «гендерные» купе. Однако в ходе эксперимента выявился ряд спорных моментов, и масштабы внедрения раздельных купе были значительно сокращены.

    31. Можно ли перевозить велосипед в поездах дальнего следования?

    В России в поездах дальнего следования велосипеды разрешено провозить в счёт установленной нормы провоза ручной клади в разобранном и упакованном виде, если они по своим размерам могут быть помещены на местах, предназначенных для размещения ручной клади. Также следует иметь в виду, что не допускаются к перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон или вещи других пассажиров.

    32. Могу ли я фотографировать поезда, вокзалы, пути?

    Это довольно серьёзный вопрос, который не имеет окончательного ответа. Действующее в настоящее время Положение о проведении теле-, видео-, кино- и фотосъёмок на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», утвержденное распоряжением ОАО «Российские Железные Дороги» №1513р от 18.07.2008, не распространяется на съёмки, предназначенные для личного пользования и проводимые в местах обслуживания пассажиров на вокзалах, станциях, остановочных пунктах, не мешающие и не создающие неудобств и опасности для передвижения пассажиров. Более подробно ответ Прокуратуры РФ по этому поводу можно посмотреть здесь: часть 1, часть 2, часть 3. Таким образом, фотографировать можно. Однако будьте готовы, что не все сотрудники охраны могут быть знакомы с этой инструкцией и вас может ожидать неприятный разговор. Кроме того, будьте уверены, что не фотографируете секретный или закрытый объект (повторимся, что вокзалы и поезда к этой категории не относятся).